Корни деревьев у дорожки как пальцы гигантов

Корни деревьев у дорожки как пальцы гигантов

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Тема : Тире между подлежащим и сказуемым.

Цель : 1. Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, об условии постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2. Знать об условии отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.

3. Воспитание бережного отношения к животным.

Здравствуйте, ре6ята, садитесь.

Тема нашего занятия: тире между подлежащим и сказуемым. Запишите, пожалуйста, тему в тетрадь. Сегодня мы будем говорить с вами о пунктуационном знаке, который называется тире. Тире — знак интонационно-логического членения предложения на отдельные части. Сразу хочу обмолвиться, что тире часто путают с дефисом. Дефис – это знак орфографии, это знак полуслитного написания слов. Например: по-дружески или Осень – любимое время года А. С. Пушкина. В первом случае мы наблюдаем орфографический знак – дефис, а во втором – пунктуационный знак – тире. В словаре зафиксировано 14 случаев , когда в предложении ставится тире. Мы с вами рассмотрим варианты наиболее частого употребления тире в предложении, остальные — в 11 классе.

Эпиграфом нашего урока будут слова великого русского писателя А. П. Чехова: «Знаки препинания – это ноты при чтении». Запишите их в тетрадь.

Перед вами листы с распечаткой данной темы. Ответьте, пожалуйста, ранее вы знакомились с этой темой? ( в 5 классе)

Сегодня мы с вами рассмотрим дополнительные сведения относительно данной темы, так как в 5 классе вы владели мизерной информацией о частях речи. Вы не изучали имя числительное, приложение, союзы и т.д.

Посмотрите, пожалуйста, на экран и повторим изученное и изучим новое.

Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

Тире между подлежащим и сказуемым

2. Глагол н. ф. + глагол н.ф.

3. числительное + числительное.

4. Существ. + глагол н. ф.

5. Глагол н. ф. + существ.

6. Числит. + существ.

7. Сущ. + с/с с числит.

Площадь треугольника – пять квадратных сантиметров .

8. Сущ. + фразеолог.об.

Тире не ставится:

(. Это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом

и предложений со словами это, вот, значит

Аналогия – это не доказательство.)

2.При сказуемом есть КАК, ЕСТЬ, БУДТО,СЛОВНО, ТОЧНО,

3.Подлежащее выражено местоимением Он врач.

( Если на местоимение падает логическое ударение,

Ты – лучший человек на свете.

то тире может ставиться)

4.Между подлежащим и сказуемым

5. В вопросительных предложениях.

После рассмотрения таблицы – далее 2 слайд.( Звучит тихо романс «Отговорила роща золотая» )

Вашему вниманию я хочу предложить замечательный текст Всеволода Александровича Рождественского о великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине, которому в 2015году исполнится 120 лет со дня рождения и 90 лет со дня смерти. В одном годе совмещены две даты, так сказать две цветовые гаммы: белая и черная.

Все́волод Алекса́ндрович Рожде́ственский (29 марта (10 апреля) 1895, Царское Село, Санкт-Петербургская губерния, Российская Империя — 31 августа 1977, Ленинград, СССР) — русский поэт.

Читайте также:  Какими травами окуривают дом

Рождественский является также автором ряда оперных либретто, песен, стихотворных переводов и двух книг мемуаров, «Страницы жизни» (1962) и «Шкатулка памяти» (1972). Был членом редколлегии журналов «Звезда» и «Нева».

Участник Великой Отечественной войны (военный корреспондент).

Награждён орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги.

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии 3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки Титовых. Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений. В 1912 году, после окончания школы, Сергей Александрович Есенин отправляется на заработки в Москву. В 1913 году С. А. Есенин поступил на историко-философский факультет Московского городского народного университета им. Шанявского. Это был первый в стране бесплатный университет для вольнослушателей. Но, в 1914 году Есенин бросает работу и учёбу, и по словам Анны Изрядновой, весь отдаётся в стихам.

Текст читает учитель.

С глубокой тоской рассказывал всегда Есенин о родном селе на берегах Оки. Константиново – родина поэта. Уверял, что другого такого места нет на земле. И с такой же любовью перечислял животных, памятных с детства, не забывая ни единого щенка или котенка. Сидя на скамеечке московского бульвара, любил подсвистывать птицам. С лохматыми собаками разговаривал на каком-то особом, вполне понятном им языке. И любое существо платило ему дружеской приязнью.

Однажды возвращались мы вместе из гостей. Над Невой поднималось чистое, омытое морской свежестью утро.

Река как блестящая сталь. Весь противоположный берег колыхался в светлой дымке. Глаза Есенина словно отражение июльского неба.

Где-то у Академии художеств к нам пристал бездомный пес. Он шел робко, виновато, волоча понурый хвост. Обернуться и тихо свистнуть – для Есенина не остаться равнодушным к судьбе каждого зверя.

— Что, собачка, колбаски хочешь?

Пес понимающе шевельнул хвостом. Сергей толкнул меня под локоть: «Смотри, улыбается!» И я действительно увидел подобие улыбки на унылой собачьей морде. Покормить животное – святая обязанность Сергея.

Мы проходили в это время мимо мелочной лавочки. Есенин легко взбежал по ступенькам и потребовал целый круг дешевой колбасы и порядочную горбушку белого хлеба.

Пес ожидал нас у крыльца. Сергей присел перед ним на корточки, и началась непередаваемая беседа. Трудно сказать, кто из них был более доволен.

Затем мы двинулись дальше. Собака не отставала ни на шаг. Скоро к ней присоединилась другая, затем третья. Все они получили свою долю и бежали за нами. Милиционер покосился на нас подозрительно, потому что теперь мы шли в сопровождении шести-восьми собак разных пород и темпераментов.

Читайте также:  Как привести козу в охоту

— Ну, довольно, — сказал Есенин, разделив остатки хлеба и колбасы. – А теперь по домам!

Свистнул каким-то образом, и не отстававшие до тех пор псы сразу же разбежались в разные стороны.

— Понимают! – добавил он с усмешкой. – Всякая тварь меня понимает. Я им свой человек!

( В. А. Рождественский. Страницы жизни )

— О чем текст? (Рассказывают ученики)

-Спасибо, хорошо. Тире в письменной речи как знак чему соответствует в устной? ( паузе)

Для чего нам нужна пауза в устной речи? ( чтобы что-то выделить) Не могу не отметить, что тире был излюбленным знаком препинания у Марины Цветаевой, чтобы остановиться, осмыслить, додумать.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я – бренная пена морская

-Предложение является единицей коммуникативного плана. Предложение является частью текста. Для того чтобы понять текст, нам нужно понять предложение в их структурно- смысловом единстве. И если в предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым, то значит автор этим предложениям придает особое значение.

Давайте составим своеобразный словарь текста. Найдем те предложения, где между подлежащим и сказуемым ставится тире.

(Ученики вначале находят такие предложения, где тире ставится, затем – где тире не ставится.

Обернуться и тихо свистнуть – для Есенина не остаться равнодушным к судьбе каждого зверя.

Тире не ставится:

Глаза Есенина словно отражение июльского неба.

— процитировать стихи Есенина, где говорится о любви к животным.

-И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове.

-По всему тверскому околотку

В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку.

Каждая задрипанная лошадь

Головой кивает мне навстречу.

Для зверей приятель я хороший,

Каждый стих мой душу зверя лечит.

-Возвращаемся к тексту. Ребята, мне хочется обратить ваше особое внимание следующим предложениям.

И любое существо платило ему дружеской приязнью.

Обернуться и тихо свистнуть – для Есенина не остаться равнодушным к судьбе каждого зверя.

Всякая тварь меня понимает.

-Слова любой, каждый, всякий какой частью речи являются?

-Как вы считаете, почему автор Рождественский для сравнительно небольшого текста вводит частое употребление данных слов?

-Очевидно, желая показать жизненную позицию С. А. Есенина, а именно: Каждый может творить добро. Всякий должен оставить на земле добрую память о себе.

— В прошлом году ученик вашего класса Стуколов Федор принял участие в конкуре « Творческий микрофон». Он выступил со стихотворением современного поэта Ирины Астаховой « Скажите мне, вы, люди, замечали…». Я считаю звучание этого стихотворения сегодня на уроке очень актуальным. (Федор читает стихотворение).

— Спасибо. Возвращаемся к эпиграфу нашего занятия.

— Как вы понимаете смысл данного высказывания? ( И еще эти слова можно воспринимать буквально, а именно: Как прочитаешь ноты, так и сыграешь. Сравним два предложения. От постановки тире зависит смысл предложения.)

Читайте также:  Выращивание земляники из семян дома

Ходить – долго не мог.

Ходить долго – не мог. ( Ученики объясняют смысл предложений).

— Подчеркните грамматическую основу данного предложения и объясните постановку тире.

-Мне бы хотелось закончить урок вновь словами русского писателя А. П. Чехова: «Равнодушие – паралич души, преждевременная смерть»

— Запишите предложение в тетрадь и подчеркните грамматическую основу.

Ответ или решение 1

Более чем вероятно по правилу:

3) Верный признак человеческой доброты — привязанность к детям.

Остальные случаи вполне себе остаются с запятыми или другими знаками обособления. А тире с подлежащим и сказуемым параллельно между ними именно тут нигде не ставится.

— Скажите, Мастаков _ пара для моей Лиды или не пара? (Аверченко).

Корни деревьев у дорожки _ как пальцы гигантов.

Запомни, Даша, что лгать _ это унижать самого себя (Брюсов).

Раз нельзя было сказать правду, единственное, что ему оставалось делать, _ это прекратить интимность с Жоржем и отныне поддерживать лишь просто товарищеские отношения (Степняк-Кравчинский).

Талант у него _ дай бог каждому.

Мои совесть и ум говорят мне, что самое лучшее, что я мог бы теперь сделать, _ это прочесть мальчикам прощальную лекцию, сказать им последнее слово, благословить их и уступить свое место человеку, который моложе и сильнее меня (Чехов).

Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе_ это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига (Чехов).

Цель моя _ победить эту многоголовую гидру (Чехов).

Театр _ это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры _ миссионеры (Чехов).

Сам Ефим _ пальца в рот не клади (Шукшин).

Неправда, равнодушие _ это паралич души, преждевременная смерть (Чехов).

Когда он вернулся домой, она, уже одетая и причесанная, сидела у окна и с озабоченным лицом пила кофе и перелистывала книжку толстого журнала, и он подумал, что питье кофе_ не такое уж замечательное событие, чтобы из-за него стоило делать озабоченное лицо, и что напрасно она потратила время на модную прическу, так как нравиться тут некому и не для чего (Тургенев).

Нигилист _ это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип (Тургенев).

Не сам ли ты сегодня говорил, что она странно вышла замуж, хотя за богатого старика выйти, по мнению моему, _ дело ничуть не странное, а, напротив, благоразумное (Тургенев).

Я хочу только сказать, что аристократизм _ принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди (Тургенев).

Боже мой, я _ секретарь земской управы, той управы, где председательствует Протопопов, я _ секретарь, и самое большее, на что я могу надеяться, _ это быть членом земской управы! (Чехов).

Ссылка на основную публикацию
Контробрешетка под металлочерепицу нужна ли
Крыша — важный элемент дома, защищающий жилье от наружных воздействий. В частном строительстве наибольшее распространение получили двускатные и вальмовые крыши....
Комнатные вьюны каталог с фотографиями и названиями
В обустройстве жилых помещений все чаще можно встретить композиции из живых вьющихся растений, и это вполне оправдывается как их декоративными...
Комнатные пионы в горшке
Пион покоряет красотой с первого взгляда. Ароматный король горделиво возвышается на садовых клумбах, заставляя восхищаться собою. Каждая любительница цветов хотела...
Контроллер температуры и влажности для инкубатора
Контроллер для инкубатора – это система управления, которая позволяет контролировать влажность, температуру, переворачивание лотков и прочие параметры, позволяющие создать наиболее...
Adblock detector