Композиция в ландшафтном проектировании

Композиция в ландшафтном проектировании

Подборка готовых ландшафтных композиций -Композиции одностороннего обзора

Подборка готовых ландшафтных композиций 2012 г из растений нашего питомника, выполненной ландшафтным архитектором Надеждой Коровиной. Здесь Вы найдете готовые решения для дизайна различных уголков своего сада:
каталог ландшафтных композиций для питомника "Южный"
ООО «Питомник декоративных культур «Южный»
Московская область, Серпуховский район, деревня Старые Кузьмёнки,
67 км. от МКАД по Старосимферопольскому шоссе

Композиция одностороннего обзора

Композиция одностороннего обзора с применением декоративного ограждения

Композиция с гамаком

Композиция одностороннего обзора

Композиция с качелями

Композиция одностороннего обзора с мельницей

Композиция обзорная с перголой-скамейкой

Композиция для декорирования забора

Цветник непрерывного цветения

Композиция одностороннего обзора со скамейкой

Мы часто восхищаемся картинками красивых садов и парков. Цветы, деревья, тропинки и множество мелких деталей создают цельный и удивительно гармоничный образ сада. Композиция в ландшафтном дизайне – то, благодаря чему можно создать такой удивительный сад. Каждый, кто хоть раз сталкивался с обустройством сада, знает, что создание ландшафтной композиции – целая наука.

Роль композиции в дизайне ландшафтов

Самый простой способ получить красивую лужайку перед домом

Вы, конечно же, видели идеальный газон в кино, на аллее, а возможно, и на соседской лужайке. Те, кто хоть раз пытался вырастить зеленую площадку у себя на участке, без сомнений скажут, что это огромный труд. Газон требует тщательной посадки, ухода, удобрения, полива. Однако так думают только неопытные садоводы, профессионалы давно знают про инновационное средство — жидкий газон AquaGrazz.

Ландшафтная композиция и ее виды

Композиция – это размещение в пространстве различных объектов, которые в итоге создают цельный образ. Основой любой композиции должна быть некая связующая идея, единая тема, которая будет объединять все ее элементы. Соотношение элементов должно быть таким, чтобы ни один из них не выбивался из общего ряда, находился в непрерывном взаимодействии с другими объектами.

Если вы решились создать в своем саду или во дворе ландшафтную композицию, четко определите ее целевое назначение и ответьте на ряд вопросов:

  • Какую функциональную нагрузку будет нести этот объект?
  • Каким образом эта композиция впишется в окружающее пространство?
  • В каком стиле будет композиция?

Выбор стилистики – дело вкуса. Однако большинство композиций выполняются в таких стилях:

Пейзажный стиль – один из доминирующих в ландшафтном дизайне. Предполагает нарочитую естественность ландшафта и всех его компонентов. Пример на фото.

Регулярный стиль отличается осевым выстраиванием композиции, симметричностью и упорядоченностью. Этот стиль всегда подразумевает некоторую парадность, требует большого пространства и тщательного ухода.

Остальные стили ландшафтных композиций можно назвать тематическими. Это может быть японский сад или сад в стиле кантри, любой из них имеет свои правила построения композиций.

Пейзажная композиция в ландшафтном дизайне

Элементы ландшафтной композиции

Ландшафтная композиция – довольно сложный объект, который включат в себя множество компонентов. Обратим внимание на наиболее важные из них:

  • проектируемые объекты (дорожки, беседки, мостики);
  • объемные элементы (растения, кусты, деревья, здания, рельеф и т.д.);
  • плоскостные компоненты (газоны, лужайки, водоемы).

При составлении композиции учитывают следующие моменты:

Соотношение форм. Чаще всего при составлении композиции из деревьев и кустарников придерживаются принципа контрастного комбинирования объектов:

  • шаровидный — пирамидальный;
  • большой — маленький;
  • высокий — низкий.

Пример такой композиции на фото ниже. Плоскостные элементы уравновешивают объемными кустарниками и деревьями.

Соотношение цветов. Цвет – один из ключевых элементов композиции, он не только украшает, но и создает настроение.

  • Выбор цвета, пожалуй, наиболее сложная часть создания композиции. Чтобы не прогадать с выбором, можно использовать цветовые таблицы, как это делают опытные ландшафтные дизайнеры (на фото ниже).
  • Базовая таблица включает 12 цветов, но при желании вы можете создать свою индивидуальную таблицу со своими любимыми оттенками.
  • С помощью цвета можно скрыть огрехи участка, увеличить или удлинить его. Так, светлые тона визуально приближают, а темные отдаляют пространство.

Рельеф участка можно подчеркнуть, посадив на возвышенностях деревья со светлой листвой, а в низинах – с темной.

Игра контрастов. Использование контрастных приемов – главный секрет опытных ландшафтных дизайнеров. Контраст может подчеркнуть или смягчить форму, он может изменить визуальное восприятие объекта.

  • Если вы хотите, чтобы дерево казалось выше, высадите вокруг низкорослые кустарники.
  • Водоем будет казаться больше в обрамлении зеленого газона, тогда как высаженные на берегу деревья визуально уменьшат его.

Для гармонизации контрастных элементов используют так называемый нюанс.

Нюанс – это переходной или связующий элемент композиции. Нюанс играет вспомогательную роль, обычно он имеет некоторую схожесть с другими элементами, при этом отличаясь от них.

В цветочных композициях нюансом может стать цветок, имеющий переходной тон.

Помимо цвета и формы, большую роль играет фактура:

Подбирая растения по фактуре учитывайте, какая фактура будет доминирующей, а какая дополнительной, например, как на фото.

Особую роль играет фактура дополнительных декоративных элементов:

Так, чтобы связать между собой деревянную садовую лавку и окружающие деревья или цветники, можно расположить рядом небольшой рутарий.

Правила создания ландшафтной композиции

Какую бы композицию вы не задумали, обязательно учтите правила, которыми руководствуются опытные дизайнеры.

  1. Любая композиция будет смотреться целостно, только если расстояние от места, с которого она просматривается, составит не менее двух её высот.
  2. В композиции из трех элементов должно быть не более двух цветов. Композиция из 5 элементов может иметь 3 цвета.
  3. Композицию необходимо создавать с учетом сезонности, чтобы она радовала вас круглый год, а не превратилась в гербарий после одного месяца цветения, следует компоновать растения таким образом, чтобы увядание одних цветов сразу же сменялись цветением других.
Читайте также:  Все про долларовое дерево

Решить эту проблему можно различными способами, самый популярный – это хвойные композиции в ландшафтном дизайне, которые радуют зеленью и зимой и летом (как на фото ниже). Интересный выход можно позаимствовать из традиционных японских садов, где каждый сезон доминирует только одно растение.

Правильно составленная ландшафтная композиция, как на фото ниже, должна включать такие элементы:

  • передний план – оформляют низкими растениями с мелкой листвой;
  • средний план – декорируют группами небольших деревьев или кустарников или одиночными деревьями с красивой формой кроны или яркой листвой (как на фото ниже);
  • дальний план – выделяют высокими деревьями;
  • обрамление – позволяет создать отдельную пейзажную картину, для этого используют контрастно высокие деревья или зеленые ограды по краям.

Следуя этим рекомендациям, вы сможете создать неповторимую ландшафтную композицию.

Видео: Ландшафтный дизайн: Композиции

Все объекты ландшафтного дизайна характеризуются определен­ной территорией, имеющей разнообразную конфигурацию в плане и разные физические размеры. Все эти территории обычно пред­ставляют собой совокупность растительности, водных устройств, малых архитектурных форм, площадок различного функциональ­ного назначения. Главная задача в их формировании — это выявле­ние художественного образа данной среды, что достигается с ис­пользованием приемов архитектурной композиции.

Композиция(от латинского compositio — сочинение, построение, структура) — это средство раскрытия идейно-художественного содер­жания произведения. Без знания и правильного использования прин­ципов композиции невозможно выявление творческого замысла.

Архитектурная композиция— это закономерное и оптималь­ное сочетание объемов и пространства в единую гармоничную систе­му, отвечающую функциональным и эстетическим требованиям. К основным задачам архитектурной композиции относятся:

—организация объемов и пространств в соответствии с функци­ональным процессом;

—гармоничное объединение и соподчинение объемов и простран­ства в целостную систему, обладающую положительным эмоциональ­ным воздействием на человека.

Ландшафтная композиция— это искусство располагать на дан­ной территории различные элементы для создания комфортной сре­ды по функциональным, экологическим и эстетическим требовани­ям. Она выражается в размещении сооружений, малых архитектур­ных форм, растительности, водных устройств, площадок, в органи­зации движения, членении территории на части, в пропорциях от­дельных частей, размерах всех элементов, входящих в состав дан­ной территории и их взаимосвязи. Ландшафтная компози­ция предопределяет использование всех средств ландшафтного ди­зайна (Рис. 11).

К средствам ландшафтного дизайна относятся естественные природные элементы среды — растительность, рель­еф, водные устройства и искусственные элементы среды — малые архитектурные формы, декоративное покрытие, визуальные комму­никации, декоративная скульптура. Создание любого ландшафтного объекта осуществляется, в основном, с использованием перечисленных выше средств ландшафт­ного дизайна в определенной взаимосвязи и взаимозависимости для достижения единства композиции и ее яркого образного воздействия. Пространственная среда ландшафтных объектов включает плоско­сти — поверхность земли (с газоном, цветником, покрытием), а также элементы рельефа, водные устройства и объемы — растительные группировки, малые архитектурные формы, скульптуру, визуаль­ные коммуникации.

Взаимосвязь пространства, плоскости и объема определяется объемно-пространственной композицией. При решении композиционных задач в формировании архитектурно-ландшафтных объектов учитывается геометрический вид формы, величина, мас­са, фактура, цвет, освещенность, положение в пространстве. Лан­дшафтный архитектор должен понимать основные свойства про­странства: характеристику глубины, протяженность, прерывис­тость и непрерывистость, конечность и бесконечность, расчленен­ность пространства.

Создавая пространство с использованием средств ландшафтного дизайна, необходимо понимать его эмоционально-психологическое воздействие на человека. Различают четыре аспекта отношения че­ловека к пространству:

— объективный — зависящий от таких характеристик простран­ства, как площадь, основные габариты, ширина, длина, геометри­ческие очертания;

— психо-физиологический — связанный со способностью про­странства возбуждать, утомлять, успокаивать, угнетать;

— ассоциативный — обуславливающий способность человека к различным ассоциациям при восприятии;

— семантический — связан с функциональным назначением объекта.

Одни пространства могут быть выразительными, другие — невыразительными. При формировании любого пространства, фронтального или глубинного, необходимо решать следующие ком­позиционные задачи:

— определение стиля планировки и масштабных характеристик формирующих элементов (малых архитектурных форм, декоратив­ной скульптуры, растительности и др.);

— выявление центра композиции и главных и второстепен­ных осей;

— определение ландшафтных акцентов и точек их обзора;

— использование контраста, нюанса и тождества, ряда (метри­ческого и ритмического);

— неожиданное раскрытие акцентов;

— выявление фона и использование особенностей линейной пер­спективы (рис. 12).

Масштаб — важнейшее средство архитектурной композиции, средство достижения художественной выразительно­сти ландшафтных объектов. К сожалению, в ландшафтной архитектуре воздействие масшта­ба на человека недостаточно разработано. По мнению многих специ­алистов, масштаб способствует выявлению композиционной целост­ности и художественной выразительности любого ландшафтного объекта. Архитектурный масштаб характеризует три формы масштабных связей:

— отношение элементов к целому и друг к другу;

Читайте также:  Как выглядит ягода клюква

— отношение объекта к архитектурной и природной среде, к размерам и масштабу окружения;

— отношение величины объекта и его элементов к человеку.

В ландшафтном дизайне существует некоторое разнообразие пространственных масштабных характеристик:

— первый масштаб (основной) — масштаб элементов, соразмер­ный антропометрическим данным взрослого человека;

— второй масштаб (индивидуальный) — соразмерный антропо­метрическим данным той или иной возрастной группы детей (в за­висимости от функционального назначения объекта);

— третий масштаб (миниатюрный) — масштаб элементов неболь­ших ландшафтных пространств в интерьерах с включением бонсай;

— четвертый масштаб (монументальный) — масштаб элементов, подчеркивающий символику в ландшафтном пространстве, наибо­лее ярко выявляющий его художественный образ.

Ландшафтные объекты, в зависимости от своего функциональ­ного назначения, могут иметь все изложенные масштабные харак­теристики построения пространств. Эмоциональное воздействие про­странств с названными масштабными характеристиками достаточ­но велико. Основными параметрами, характеризую­щими композиционное построение пространства, являются: стиль композиции, асимметрия или симметрия, физические размеры, длина и ширина, площадь, определяющие фронтальное или глу­бинное пространство.

Для решения характера размещения и выявления взаимосвязи природных и искусственных элементов сре­ды следует определить прием планировки. Он может быть регу­лярным, ландшафтным и смешанным. Регулярный прием плани­ровки характеризует геометрическая сетка, включающая прямо­линейную трассировку дорог, геометрическую форму партеров и цветников, симметричное оформление композиций оси, подчеркнутое доминирование здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев. В отличие от регулярного, пейзажный прием планировки отображает и подчеркивает красоту естественной при­роды. Характеризуется свободной сеткой плана, извилистыми дорогами, естественным рельефом, свободными контурами водо­емов, свободнорастущими деревьями. Смешанный прием харак­теризует сочетание элементов регулярного и пейзажного приемов планировки. Регулярный прием планировки, как правило, ха­рактеризует симметричный план, а пейзажный — асимметричный. Формы симметричного плана, если они мастерски выполне­ны и размещены, могут выражать идею и возбуждать в человеке ощущение дисциплины высшего порядка, великолепия, силы, монументальности и высокого совершенства. Геометрический план, ясный и явный, быстро постигается. В этом его преимущество. Но он имеет также недостаток — монотонность. Асимметричный план более выразителен, но пространственная ориентация в нем сложна.

В формировании любого ландшафтного объекта большое внима­ние уделяется выявлению композиционных осей. Различают глав­ные и второстепенные оси композиции. Осью композиции является направленное развитие ландшафтного построения пространства. Главная ось обычно совпадает с основным потоком движения по территории и приводит к композиционному центру. Второстепен­ные оси могут пересекать главную ось под различными углами или проходить параллельно ей. Главная ось — аллея — может отличаться от второстепенных аллей большей шириной, оригинальной аллей­ной посадкой деревьев и более богатым цветочным оформлением. На территории любого ландшафтного объекта не должно быть мно­го дорожек и основные дорожки должны обязательно вести к ка­кой-нибудь цели — павильону, беседке, площадке отдыха, фонта­ну, цветнику и др. Дорожки должны иметь плавные изгибы, обус­ловленные рельефом, размещением растительности или водных устройств. Следует избегать пересечения дорожек под прямым уг­лом.

В формировании любых объектов ландшафтного дизайна не­обходимо выявить центр композиции, т. е. определить главное и второстепенное. Центр композиции — главное в каждом ландшафтном объек­те. Он может иметь различное конкретное выражение. В одних случаях композиционным центром территории будет площадь с фонтаном или цветником, в других — декоративный водоем или малая архитектурная форма. Все прочие элементы композиции подчиняются композиционному центру и поэтому считаются второ­степенными. Они бывают меньших размеров и более скромно оформлены. Композиционный центр, в зависимости от принятой планиро­вочной структуры и творческого замысла, может быть размещен у входа, в геометрическом центре территории или в глубине. Компо­зиционный центр, по сути, является основным ландшафтным ак­центом любого пространства. На больших территориях сложной кон­фигурации должно быть несколько второстепенных ландшафтных акцентов. Все они должны иметь продуманные точки обзора. Точка обзора — это место, откуда наилучшим образом воспринимается вид. Любой ландшафтный объект должен включать несколько точек об­зора.

В объектах ландшафтного дизайна на основе гармоничной связи природных и искусственных (антропогенных) элементов использу­ются такие закономерности построения пространственных форм, как нюанс, контраст и тождество. В ланд­шафтных объектах они воспринимаются как степень сходства и разли­чия отношений между однородными качествами и свойствами вхо­дящих в них элементов и пространств. Наиболее широко в построении ландшафтных композиций используется принцип контраста. Напри­мер, малое противопоставляется большому, низкое — высокому, гладкое — шероховатому, темное — светлому.

Особенно эффектны контрасты, возникающие от сопоставления деревьев с противоположными свойствами крон. Например, плаку­чая форма кроны березы выгодно оттеняется от пирамидальной фор­мы кроны пихты или ели. Наиболее часто используемым видом контраста является внезап­ное изменение характера планировки. Например, темные коридоры аллей и солнечные поляны, светлая окраска листьев с темной ли­ствой и т. д., а также внезапное восприятие предмета.

Внезапность, т. е. неожиданное раскрытие предмета, заставляет зрителя сконцентрировать внимание в определенном направлении, но этот предмет обязательно должен быть интересен в эстетическом отношении.

Для достижения художественной выразительности любой тер­ритории большое значение имеет применение метра и ритма. Ритмом в ландшафтном проектировании называется закономерное чередование декоративных элементов, ка­кой-либо законченной композиции. Чередоваться могут высоты, зеленые объемы, окраска и т. д. Ритм подчеркивает особенность и характер зонирования пространства, разнообразное положение в пространстве элементов, является средством организации движения. Наряду с ритмом в формировании ландшафтных объектов большое значение имеет правильное использование законов линейной перс­пективы, с помощью которых можно изменить (улучшить) некото­рые пространственные характеристики. Так, например, какой либо из ландшафтных акцентов можно «приблизить» или «удалить» если аллею, ведущую к нему, сделать короче изменением ее ширины на переднем или заднем плане. Можно также создать иллюзию усиле­ния рельефа. Так, например, холм с подсадкой пирамидальных то­полей на вершине будет казаться выше.

Читайте также:  Гранат химический состав и пищевая ценность

Для достижения художественной выразительности ландшафтных композиций необходимо использование фона. Фоном называется задний план пейзажа, на котором воспринимаются те или иные эле­менты ландшафта, расположенные на переднем плане. Для ланд­шафтных композиций фоном могут служить высокие древесные на­саждения, живые изгороди, трельяжи, здания и др.

Композиционное построение ландшафтных объектов невозмож­но без учета цвета. Создание ландшафтной среды осуществляется с активным включением цвета как важного средства художественной выразительности композиций и фактором, оказывающим эмоцио­нальное воздействие на состояние человека. Построение цветовой гаммы ландшафтных объектов осуществ­ляется по принципу контраста или нюанса. В восприятии цвета боль­шое значение оказывают условия освещенности ландшафтных объек­тов в зависимости от их ориентации по сторонам света, а также удаленности точек обзора. С большого расстояния лучше восприни­маются яркие цвета в контрастных сочетаниях, собранные в круп­ные цветовые пятна.

В ландшафтных композициях очень важно и освещение. Правильно подобранные и уста­новленные све­тильники позволяют и в темное вре­мя суток наслаждаться красотой при­роды. Мягкий ненавязчивый свет еще больше подчеркивает декоратив­ность композиций, выделяя наиболее выразительные акценты. Планируя установку осветитель­ных приборов, необходимо тщательно продумать, чего добьемся, устанавли­вая светильник именно в этом месте. Неплохой результат можно получить опытным путем, устанавливая све­тильники в различных местах и оце­нивая полученный эффект. При этом необходимо учитывать изменения, которые могут произойти через не­сколько лет в связи с ростом расте­ний. Этот путь наиболее простой, так как намного легче сделать времен­ную проводку, опробовав несколько, и выбрать лучший вариант.

К осве­щению предъявляется несколько требований. Светильники устанавли­ваются в таких местах, чтобы подчер­кнуть самые привлекательные эле­менты декоративного оформления. Свет не должен быть ярким, слепя­щим, раздражающим, он призван действовать успокаивающе, как вспомогательное сред­ство восприятия прекрасного. Коли­чество светильников обусловливает­ся понятием разумности, чрезмерное количество обесценит эффект применения. Выбирая све­тильники, надо учитывать их воз­можности и умело использовать раз­ные виды.

Подсветку водоемов мож­но осуществлять только специально предназначенными для этого све­тильниками. Как правило, все они рассчитаны на низкое напряжение и подключаются через понижающие трансформаторы. Нет смысла оста­навливаться на характеристиках светильников. Ассортимент их велик, и лучшую помощь в выборе окажут специалисты. Учитывая, что элект­рические приборы являются прибо­рами повышенной опасности, все ра­боты, связанные с ними, должны выполнять только специалисты-электрики.

Выбрав места установки светиль­ников, приступают к прокладке электрического кабеля. При этом учи­тывают места установки автоматов защиты, необходимых розеток и выклю­чателей. Они должны располагаться так, чтобы ими было удобно пользо­ваться и в то же время они были недоступны для детей. Электрический кабель прокладывается под землей, чаще вдоль дорожек, укрытый в тру­бы, чтобы исключить случайные повреждения при проведении земля­ных работ. На план участка наносятся все проложенные кабели, и оформляется схема подключения электрических приборов.

И, наконец, немаловажным композиционным фактором, особенно при проектировании частных усадеб, является зонирование территории. Исходя из месторасположения дома, участок, как правило, можно разделить на две части: парадную, которая находится от входа во двор и до фасада дома, и остальную, на которой планируются место для отдыха, детская площадка, сад и огород, хозяйственные пост­ройки. Наряду с ними могут быть выделены участки и под другие площадки. Например, для занятий спортом. Деление на такие зоны яв­ляется условным и не имеет четких границ. Удачей дизайнера, воплоще­нием его творческого подхода будет плавный переход одной зоны в дру­гую. Наличие между ними отдель­ных композиций как бы зрительно сглаживает контрасты, вызванные их предназначением.

Зону отдыха размещают в стороне от хозяйственных построек, как правило, ближе к дому. Хозяйственную располагают как можно дальше от жилого дома и обязательно с учетом господствующих ветров. Особое внимание уделяется выбору места для детской площадки. Лучшим для нее является светлое, но в то же время защищенное от прямых солнечных лучей место. Легкая тень, южная сторона — самый лучший вариант.

Вторым критерием является направление господствующих ветров. Место должно быть ровным не иметь застоя воды. Обязательным условием считается, при наличии маленьких детей, удаление от природных и искусственных водоемов. Как правило, площадка должна просматриваться из помещений, чтобы ребенок постоянно был на виду у мамы и членов семьи. Сад и oгород, если они создаются, лучше располагать вблизи хозяйственной зоны, за местом отдыха и детской площадкой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
Комнатные вьюны каталог с фотографиями и названиями
В обустройстве жилых помещений все чаще можно встретить композиции из живых вьющихся растений, и это вполне оправдывается как их декоративными...
Когда сажать чеснок в октябре 2018 года
Приветствую друзья. Наступила осень, и казалось бы, что все дела с огородами и дачами пора заканчивать. Урожай собран, заготовки сделаны,...
Когда сажать фацелию осенью
Сидераты (вспомогательные культуры) улучшают состав почвы. Фацелия как сидерат очень востребована. Она принадлежит к семейству водолистниковые и часто применяется в...
Комнатные пионы в горшке
Пион покоряет красотой с первого взгляда. Ароматный король горделиво возвышается на садовых клумбах, заставляя восхищаться собою. Каждая любительница цветов хотела...
Adblock detector