Берегоукрепительные работы на реках

Берегоукрепительные работы на реках

Назначение и виды береговых укреплений. Береговые укрепления возводят при коренном улучшении затруднительных участков в реках с различными типами руслового процесса. Они защищают берега рек от размыва течением, судовыми волнами, грунтовыми водами, а также от разрушения ледоходом. Береговые укрепления позволяют закрепить судовой ход у ведущего берега, ликвидировать источники поступления наносов в реку, предупредить повреждения гидротехнических сооружений у берегов, сохранить строения, земли и леса в прибрежной полосе реки.

Основная задача берегоукрепительных работ состоит в предотвращении размыва вогнутых берегов. Для этого проводится анализ русловых переформирований участка, чтобы установить протяжение подверженного размыву откоса берега, а также анализ гидрологических данных (высота уровня, скорость течения, количество наносов и др.), которые позволяют выбрать вид береговых укреплений и их конструкцию.

Различают береговые укрепления активного и пассивного действия. Первые заметно влияют на структуру потока в районе берега, а вторые – только защищают береговой откос от размыва.

Основными укреплениями, влияющими на структуру потока у берега, являются берегозащитные шпоры (короткие высокие полузапруды). Система таких шпор обычно располагается у вогнутого берега, способствуя уменьшению скоростей течения вдоль защищаемого берегового откоса, что приводит к уменьшению и даже к прекращению размыва берега, а в ряде случаев и к образованию нового берегового откоса после заполнения наносами промежутков между шпорами. Иногда шпоры возводят при строительстве полузапруд для обеспечения устойчивости противоположного легкоразмываемого прямолинейного или слабоизогнутого берега, чтобы обеспечить необходимый размыв дна в пределах судового хода.

Берегоукрепительные высокие шпоры особенно эффективны на малых и средних реках, где после непродолжительного высокого паводка с большими скоростями течения наблюдается длительная межень с малыми скоростями течения. На таких реках только в половодье наблюдается размыв берегов, который удается предотвратить такими шпорами.

Другим видом берегоукрепительных сооружений, влияющих на структуру потока, являются укрепления берега, создающие дополнительную шероховатость русла вблизи размываемого берега или непосредственно на его откосе. К таким укреплениям относятся: сквозные свайные ряды; свайные козловые кусты; гибкие металлические тюфяки из проволоки; искусственные водоросли и др. Основное назначение этих укреплений – уменьшение скоростей течения в районе берегового откоса созданием дополнительного сопротивления потоку.

Особенно хорошие результаты получаются при использовании таких укреплений на реках, где поток переносит большое количество наносов. В этом случае защита берега от размыва способствует отложению более крупных наносов в зоне расположения таких укреплений. В результате образуется устойчивый береговой откос, обеспечивающий благоприятные условия для судоходства.

Пассивными укреплениями, защищающими берега от размыва, являются береговые покрытия. Они закрепляют благоприятное для судоходства положение размываемого берега или защищают выправительные и другие сооружения от обхода потоком в местах их примыкания к берегу.

Береговые покрытия могут быть сплошными, закрепляющими береговой откос на всей длине его размыва, или ленточными, которые покрывают только отдельные по длине части берегового откоса (ленты), расположенные через определенные расстояния.

Сплошные береговые покрытия оказываются наиболее эффективными при улучшении судоходных условий на реках со сравнительно невысоким, но продолжительным паводком и значительными скоростями течения. На таких реках размыв берегов происходит в течение длительного периода времени, поэтому предотвратить его разрушение удается только сплошным покрытием берега.

Сплошное укрепление берегового откоса при высоких и непродолжительных паводках требует больших затрат и может быть оправдано преимущественно в тех случаях, когда оно необходимо для нескольких отраслей народного хозяйства.

Расчет берегозащитных шпор. При расчете берегозащитных шпор сначала определяют их длину, высоту и расстояние между ними, а затем проверяют устойчивость крепления голов грунтовых шпор при обтекании их потоком и при воздействии на них ледовых нагрузок.

Длина каждой шпоры определяется очертанием создаваемого берегового откоса, т.е. расстоянием между существующей линией (урезом) берега и границей выправительной трассы, и составляет обычно 20-50 м (рис. 10.39). Расшифровка буквенных обозначений дана выше, применительно к формулам (10.44-10.50).

Рис. 10.39. Берегозащитные шпоры:

а – план расположения сооружений; б – продольный разрез по оси сооружения

Берегозащитные шпоры существенно выше, чем полузапруды меженного действия. Отметки гребней их голов обычно принимают без особого расчета на 2.5-3.5 м над проектным уровнем. При этом гребню шпоры конструктивно придается продольный уклон от 1:10 до 1:25 с подъемом к берегу, к которому они примыкают. Часто отметка гребня их корня совпадает с меженной бровкой берега.

Речной откос головы шпоры обычно имеет заложение от 2.5 до 3.0, а заложения верхнего (напорного) откоса и нижнего (сливного) откоса зависят от технологии возведения и крупности грунта, из которого отсыпается тело сооружения. При намыве землесосом шпор из песка в поток со скоростью течения от 0.5 до 1.5 м/с заложение верхнего откоса составляет примерно 3-5, а нижнего 5-15.

При отсыпке тела сооружения с помощью одночерпаковых или многочерпаковых снарядов или пионерным способом с помощью бульдозеров, заложения откосов получаются существенно меньше. Приближенно можно принимать заложение верхнего откоса равным тв+0.5, а нижнего – mн =m+1.0, где т заложение откоса из того же материала в спокойной (без течения) воде.

Расстояние между шпорами, расположенными на прямолинейном или слабокриволинейном участке русла (см. рис. 10.39, а), назначают равным критическому расстоянию, вычисляемому по выражению

, (10.44)

где: – коэффициент, показывающий, во сколько раз расстояние Sкр от головы сооружения до точки пересечения кривой растекания потока с границей выправительной трассы больше длины шпоры lш.

Коэффициент зависит от сопротивления русла движению потока, определяемого гидравлическим коэффициентом сопротивления

, (10.45)

В – бытовая ширина русла;

hс – средняя глубина в поперечном сечении.

Численное значение коэффициента определяется по номограмме (рис. 10.40), на которой hш – средняя высота шпоры. Штриховая линия показывает последовательность при пользовании номограммой.

Рис. 10.40. График зависимости коэффициента

=f(B, ,hш /h)

При проектировании шпор на криволинейном участке вогнутого берега критическое расстояние находится по следующему выражению

. (10.46)

Параметры и определяются по следующим формулам:

, (10.47)

, (10.48)

где: r осредненный радиус кривизны вогнутого берега (выправительной трассы).

Проверка устойчивости крепления шпоры из каменной наброски сводится к определению диаметра камней, которые будут находиться в состоянии равновесия под действием течения в районе головы шпоры. Такой расчет можно сделать по формуле В.В. Баланина

, (10.49)

угол наклона речного откоса головы шпоры;

При этом скорость у головы шпоры определяют по формуле В.В. Дегтярева

, (10.50)

Читайте также:  Кекс на кефире с брусникой

где: б – скорость течения в районе головы шпоры в бытовом состоянии при уровне, совпадающем с отметкой гребня головы шпоры;

ш площадь поперечного сечения, занимаемая телом шпоры;

полная площадь поперечного сечения в створе сооружения при отметке уровня воды вровень с гребнем головы шпоры.

При возведении шпор из грунта и других мелкообломочных материалов сооружения получаются достаточно массивными. Поэтому во время кратковременного ледохода возможны только местные повреждения верхового откоса в виде отдельных выпоров грунта выше места удара плывущей льдины. Чтобы обеспечить длительную работу, головная (верхняя по течению) шпора, воспринимающая основную нагрузку от ледового воздействия, делается более массивного профиля с укреплением верхового и низового откосов, а также гребня и головы сооружения.

Расчет береговых покрытий. При расчете берегового покрытия в первую очередь находят его длину и ширину и определяют крупность камня или толщину железобетонных плит, либо асфальтового тюфяка. Кроме этого, проверяется устойчивость укреплений на воздействие волн и ледовых нагрузок.

Для выбора укрепления размываемого берегового откоса, прежде всего, проверяют его на устойчивость от воздействия скоростей течения. Для определения скоростей течения в струе у берега строят натурные или теоретические планы течения на улучшаемом участке реки при расчетных уровнях воды: средневысокий уровень паводка и среднемеженный уровень воды. Если средневысокий уровень паводка выше отметок поймы, то за расчетный принимается уровень воды вровень с отметками пойменных или меженных бровок берега, так как в это время наблюдаются наибольшие скорости течения в меженном русле.

Полученные в результате построения планов течения значения скоростей течения в струе, примыкающей к береговому откосу, позволяют обоснованно выбрать такой тип укрепления берега, при котором будет обеспечена надежная защита берегового откоса от размыва потоком. При этом допускаемая скорость течения для выбранного укрепления должна быть больше максимальной расчетной скорости потока с некоторым запасом.

Таблицы значений допускаемых скоростей для различных типов укрепления берегов приведены в соответствующих технических условиях, ведомственных нормах и правилах проектирования береговых укреплений, например, в Руководстве по улучшению судоходных условий на свободных реках [ ].

Длина укрепления берегового откоса устанавливается на основе анализа совмещенных планов участка реки и планов течения при характерных уровнях воды за несколько лет. При этом начало и конец укрепления выбираются с запасом в 15-20 м по сравнению с началом и концом зоны размыва берега.

Для определения ширины берегового укрепления откос разбивается на четыре зоны: I – зону подводного откоса (ниже низких меженных уровней); II – зону переменных уровней (во время весеннего и летне-осеннего паводков); III – зону наката волн и нагонных явлений; IV зону надводного откоса (см. рис. 10.41).

Ширина крепления в каждой зоне равна

, (10.51)

Высоту первой зоны Н1 которая является запасом в креплении надводного откоса над высотой наката волн на берег с учетом высоты ветрового нагона воды у берега, принимают согласно строительным нормам и правилам, как для сооружений IIIIV класса, соответственно, не менее 0.5-0.3 м при вероятности превышения наибольшего уровня воды соответственно 3-10%.

Высота второй зоны Н2 равняется сумме высот наката hн волны на откос и ветрового нагона воды h

. (10.52)

Рис. 10.41. Схема к расчету берегового укрепления (покрытия):

1 – первоначальное положения подводной части покрытия; 2 – береговое покрытие;

3 – укрепление горизонтального участка низкого (затопляемого) берега

При этом высоту наката волны вычисляют по формуле

, (10.53)

где: Кш – коэффициент шероховатости и проницаемости откоса или крепления;

Высота ветрового нагона воды у берега

, (10.54)

где: K коэффициент пропорциональности;

в расчетная скорость ветра на высоте 10 м от поверхности воды;

угол между нормалью к линии берега и направлением ветра.

Расчет на высоту наката ветровой волны и нагон воды выполняют только при укреплении берегов на устьевых участках больших рек, а на судовую волну – только на небольших реках и в узких судоходных рукавах разветвлений русла, а также на участках, где судовой ход проложен вблизи берега.

Высоту третьей зоны Н3 определяют по данным многолетних наблюдений за уровнями воды по опорному гидрологическому посту как разность среднего из наибольших уровней весеннего паводка и низкого меженного уровня. Если средний из наибольших уровней паводка выше пойменного берега, то высоту третьей зоны находят как разность отметок поймы и низкого меженного уровня.

Кроме того, при такой низкой пойме величины H2 и b2 равны нулю, а ширина крепления b1 заходит за бровку пойменного берега и принимается равной примерно 3-5 м.

Высота четвертой зоны H4 равна сумме бытовой глубины hб у подошвы откоса при низком меженном уровне воды и глубины возможного местного размыва hp неукрепленного дна в том же месте после выполнения берегоукрепительных работ:

. (10.55)

Глубину местного размыва неукрепленного дна непосредственно около конца подводного крепления можно приближенно определить по формуле И.А. Ярославцева

, (10.56)

где: c – средняя скорость течения в струе у берега;

m = ctg – заложение подводной части откоса берега;

угол между направлением течения при расчетном паводке и направлением берегового откоса (принимают не менее 30°);

БЕРЕГОУКРЕПИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ применяются в целях защиты от подмыва и обрушения берегов рек, на которых имеются ценные постройки и угодья, или для закрепления благоприятного очертания вогнутого берега реки в плане по линии выправительной трасы. Выбор типа укрепления берегов производится при соблюдении условий технической целесообразности и экономической выгодности; рекомендуется использовать строительный материал, имеющийся на месте работ или в ближайшем районе. Техническая целесообразность заключается в том, чтобы прочность конструкции берегоукрепительных работ соответствовала тем силам, которым она должна противостоять. Известный своими работами во Франции инженер Фарг установил прямую зависимость между кривизной берега и глубиной реки у него, т. е. степенью его подмыва течением. Следует также учитывать, что нижняя часть откоса берега по высоте от подошвы до горизонта средне-низких меженних вод постоянно находится под водой и подвергается непрерывному б. или м. значительному подмывающему действию речного потока. Часть откоса от горизонта средне-низких меженних вод до горизонта самых высоких вод подвергается периодическому размывающему действию потока, разрушительному действию движущегося около берегов льда, влиянию атмосферных и грунтовых вод, зимой — действию мороза и, наконец, частично разрушается протаптыванием его животными и людьми. Выше горизонта самых высоких вод берег подвергается действию лишь атмосферных вод и мороза и протаптыванию животными и людьми. Особое внимание д. б. уделяемо защите нижней части откоса от подошвы его до горизонта средне-низких меженних вод, так как разрушение этой части откоса вызывает обвал всей вышерасположенной его части.

Читайте также:  Блюда из спаржевой стручковой фасоли

Лучшим и наиболее надежным способом защиты подводной части откоса служит покрытие его фашинным тюфяком, пригруженным слоем камня в 10—17 см. Тюфяк д. б. расположен по возможности горизонтально и быть такой ширины, чтобы нижняя часть его была обеспечена от подмыва. Если подводная часть берега имеет настолько крутой откос, что тюфяк силой своей тяжести держаться на нем не может и есть опасность его сползания, то до прикрытия тюфяком подводный откос берега выравнивают до полуторного путем укладки вдоль подошвы фашин с образованием достаточно пологого откоса (1:1,5) до горизонта средне-низких меженних вод и уже тогда покрывает его тюфяком. Часть берегового откоса от последнего горизонта до горизонта самых высоких вод прежде всего срезают и планируют под определенный уклон — от полуторного до тройного в зависимости от характера грунта, из которого состоит берег. Для грунтов более слабых принимают более пологий откос. По спланированному откосу устраивают тот или другой тип покрытия в зависимости главным образом от величины весенних скоростей течения и мощности весеннего ледохода.

Обычно покрытие это доводят до горизонта самого высокого весеннего ледохода с небольшим запасом по высоте, а выше лежащую часть откоса до бровки берега укрепляют более легким покрытием, о котором будет сказано ниже.

При незначительном весеннем ледоходе покрытие делают в виде хворостяной выстилки (фиг. 1) или фашинных тюфяков с пригрузкой его камнем и с устройством по нему клеток из ивового хвороста в целях его прорастания (фиг. 2).

Иногда вместо тюфяка подкладывают солому или хворост, но рекомендовать такой тип нельзя, потому что в случае плохого прорастания ивовых плетней и их гниения он скоро разрушается. При наличии на месте работ дешевого камня покрытие устраивают в виде одиночной каменной мостовой. Основанием для нее служит слой мелкого щебня толщиной в 16—20 см, утрамбованный тяжелыми трамбовками.

Если ледоход значителен, то от горизонта средне-низких меженних вод и до горизонта, несколько превышающего самый высокий уровень ледохода, откос берега обычно укрепляют двойной каменной мостовой толщиной до 45 см на слое щебня толщиной до 25 см. Этот тип особенно распространен на р. Волге. На Днепре распространен тот же тип, но с укладкой мостовой в плетневых клетках. Плетни делают из свежего ивового хвороста, причем стороны квадрата имеют от 1 до 2 м длины. На Нижнем Днепре распространен такой тип каменного покрытия; по спланированному откосу насыпают сначала мелкий камень слоем в 30 см, разравнивают его граблями, а потом поверх него тщательно укладывают крупный (размером около 25 см) камень слоем 25 см. Верхняя часть откоса, если она не защищена растительностью и подвергается разрушению от атмосферных вод, обычно защищают одерновкой. Дернины прибиваются к откосу каждая четырьмя спицами длиной 30 см. Дерновые работы должны производиться весной или осенью.

В других странах типы береговых укреплений видоизменяются в зависимости от местных условий, но все они сводятся к нескольким рациональным типам, хорошо зарекомендовавшим себя на практике. В Германии на реке Рейне получили наибольшее распространение два типа берегоукрепительных работ — фашинно — каменный и каменный. По первому типу подводная часть откоса защищалась от подмыва до средне-низкого уровня укладкой вдоль берега параллельно течению тяжелых фашин и заканчивалась бермою, укрепленною камнем.

Выше бермы берег планировался откосом не круче двойного и укреплялся мостовой из крупного камня (фиг. 3). В тех случаях, когда приходилось восстанавливать береговую линию до проектной трасы, в целях экономии пространство между берегом и одеждой из камня заполнялось насыпью из хряща (фиг. 4). Второй тип — каменный — получил распространение там, где на месте камень был дешев.

В каналах главнейшей причиной, вызывающей разрушение откосов, является волнение, развиваемое проходящими пароходами и судами, и оно тем больше, чем больше скорость движения. Ограничение этой скорости до 7—11 км в час, вызываемое необходимостью предохранения откосов от обрушения, а не требованиями наиболее экономичной тяги, наносит ущерб торговле и промышленности, замедляя передвижение грузов.

В целях увеличения скоростей движения судов по каналу откосы его стали укреплять в пределах колебания горизонтов б. или м. сильно в зависимости от местных условий, причем выбор того или другого типа зависел, конечно, от имевшихся на месте или поблизости строительных материалов. При всем разнообразии типов их можно разделить по преобладающему материалу на три класса: 1) деревянные, 2) каменные и 3) смешанные из дерева и камня. Во Франции примерами первого класса являются типы, показанные на фиг. 5.

Укрепление состоит из ряда отдельных свай, забитых в откос на уровне судоходного горизонта на расстоянии 0,80 м между осями. Позади них заложены две доски одна над другой, а непосредственно за ними посажены ивовые черенки. Вместо досок иногда кладут фашины, засыпают их землей, а образующуюся т. о. берму покрывают дерном. Этот тип годится лишь при постоянном горизонте воды в канале. Примером типа второго класса может служить показанный на фиг. 6.

Конструкция его ясна из рисунка. Он пользуется большим распространением. Примерами типов третьего класса могут служить показанные на фиг. 7 и 8.

Откос (см. фиг. 7) укреплен камнем на растворе из гидравлической извести; внизу он опирается на бетонное основание, поддерживаемое досками, а эти последние заложены за сваями, забитыми в откос.

В тех случаях, когда в целях водонепроницаемости русла канала под откосами его и дном закладывается бетонный слой, обыкновенно применяют тип, показанный на фиг. 8.

Его преимущество заключается в том, что он составляет как бы одно целое с бетонным слоем, благодаря чему водонепроницаемость русла оказывается вполне обеспеченной.

В Германии очень распространены укрепления из бетонных и железобетонных плит системы Монье (на канале Одер -Шпрее). Укрепление состоит (фиг. 9) из деревянной подпорной стенки, над которой устроена наклонная облицовка из плит Монье.

Последние положены на слое известкового щебня толщиной в 10 см. Профессор Меллер предложил иной способ: 1) вместо того, чтобы составлять одежду откоса из плит небольших размеров, приготовленных заранее, она изготовляется на месте и представляет непрерывную выстилку, 2) закрепление сооружения обеспечивается не простым расположением его на фундаменте, а посредством якорей а, расположенных по всей поверхности. В общем, эта система постепенно улучшалась и получила распространение для плотного, малоизменяющегося грунта. При грунтах, склонных к пучению или легко подвижных, предпочтительнее пользоваться отдельными плитами.

Читайте также:  Как приготовить хрен из замороженного хрена

На судоходных каналах СССР типы укреплений откосов крайне разнообразны. Приводим следующие характерные типы. Укрепление состоит из плетневых заборов, забитых на уровне горизонта воды в канале (фиг. 10). Иногда за этими заборами, в целях предохранения грунта от вымыва, укладывают фашины и присыпают их землей.

Для более сильного типа укрепления берега плетневые заборы для большей устойчивости связаны с откосом плетневыми же анкерами. Загрузку за заборами делают из камня. Вместо плетней и кольев применяют сваи и пластины с притягиванием такой пластинной заборки к анкерным сваям посредством особых брусьев (фиг. 11).

При колебании горизонта воды в канале вместо пластинной заборки забивают шпунтовый ряд из досок с анкерами, а выше этой стенки откос защищают мостовой. Вместо мостовой укладывают также горизонтальными рядами хворост нормально к урезу воды.

Следует отметить, что укрепление откосов каналов важно не только в том отношении, что придает ему устойчивость, но оно способствует также поддержанию в канале проектных глубин, всякое же разрушение откоса и сползание в русло канала продуктов обвала вызывает землечерпательные работы и стесняет судоходство, т. к. снаряды вместе с обслуживающими их судами занимают часть полезного сечения канала.

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 2 — 1928 г.

Берегоукрепительные работы – это мероприятия, проводимые в целях защиты берегов рек, каналов и водоемов от разрушения. Понятие берегоукрепительные работы обычно включает в себя комплекс работ по защите берегов главным образом от динамического влияния воды (воздействия волн, повышенной скорости течения и т.п.). Важность укрепления берегов каналов и рек в особенности возрастает при существовании пароходного движения, так как производимые пароходами волны являются главными разрушителями берегов. Следует учитывать, что берегоукрепительные работы не могут быть отделены от работ по выправлению русла рек. Берегоукрепительные работы, выполняемые в условиях легко разжижаемых и разрушаемых водой грунтов, входят в комплекс выправительных работ. Достаточно большие колебания уровня воды, наличие широких пойм, а также образование на многих реках наледей и донного льда существенным образом удорожают и осложняют проведение берегоукрепительных работ. Вновь построенные, строящиеся и намечаемые к строительству каналы ставят берегоукрепительные работы в ряд весьма сложных и ответственных работ в строительстве.

При проведении берегоукрепительных работ могут применяться самые различные строительные материалы: камень, кирпич, бетон, железобетон, хворост, земля, сваи и т.д. Применяемый для фашинных работ хворост может быть разнородным или только ивовым. Разнородный хворост обычно используется лишь для тех частей укреплений берегов, которые постоянно находятся под водой. В Средней Азии и на Кавказе фашины нередко изготавливались из гребенщика, который достаточно хорошо сопротивляется гниению. Применяемые фашины из тростника в силу своей недолговечности рассматриваются исключительно как временные, непригодные для сколько-нибудь серьезных сооружений. Камни, используемые при берегоукрепительных работах, должны быть устойчивыми к размыванию. Наиболее пригодными для этих целей являются граниты, кварциты и плотные известняки. Земля употребляется при устройстве хворостяных сооружений в качестве балласта для погрузки хворостяной кладки в воду. Колья, используемые при хворостяных работах, изготавливаются из толстых ветвей и тонких стволов деревьев, а сваи — из круглого леса. Веревки (так называемые «снасти») при этом употребляются пеньковые, смоленые. Для вязки тяжелых фашин используется отожженная проволока. К основным берегоукрепительным работам на реках, производимым из вышеописанных материалов, относятся хворостяная выстилка, погружение тяжелых фашин, каменная наброска, каменная сухая кладка и одерновка откосов.

Выбор способа укрепления берегов зависит от типа берегового грунта, характера его разрушения, очертания берега в плане, режима и характера стока реки, а также имеющихся местных или легко доставляемых дешевых строительных материалов. Высота, до которой производится укрепление берега, напрямую зависит от уровней воды и льда. Верхние части берегов, находящиеся выше горизонта самых высоких вод обычно укрепляют только в тех случаях, когда они не защищены растительностью или разрушаются независимо от ее влияния. Разрушительное воздействие внешних влияний проявляется главным образом в нижней части берега — ниже горизонта «средних» вод. Поэтому берега укрепляют в основном в их нижней части. Для укрепления подводной части берега нередко применялись фашинные тюфяки с загрузкой их камнями, а также и просто каменная наброска.

При укреплении берегов каналов, как вариант, по урезу наинизшего горизонта воды в канале могут забиваться сваи. Непосредственно за ними могут закладываться доски, а за ними устраиваться призмы из сухой каменной кладки.

Отдельно следует написать об укреплении береговых откосов рек и каналов габионами. Укрепление откосов габионами состоит в следующем. Из стальной оцинкованной проволоки сплетаются формы-ящики, заполняемые в последствие камнями. Габионы (обычно призматической или цилиндрической формы) связываются между собой, в результате чего получается массив, достаточно хорошо сопротивляющийся сдвигу и размыву. Обычно из габионов сначала устраивают основание, а затем уже и саму рабочую часть берегоукрепительного сооружения. Основание нередко делается из относительно тонких габионов толщиной около полуметра. Рабочая же часть может состоять из габионов различных размеров, расположенных в один или несколько рядов, сообразно с высотой, которую ей желают придать.

В тех случаях, когда скорости течения невелики, для защиты от размыва пологих и достаточно широких подводных откосов берегов, состоящих из мелкопесчаных и илистых наносов, нередко применялись маты из тонких ивовых ветвей. Такие маты вязались на месте их укладки на суднах. Делались они шириной до пятидесяти метров. Судна передвигались вдоль берега, и маты постепенно спускались на подводные береговые откосы. Погружение таких матов производилось посредством наброски на них камней. Здесь же следует упомянуть и о практике проведения берегоукрепительных работ с использованием гранитных плит, железобетонных и асфальтовых «одежд».

Помимо описанных выше способов осуществления берегоукрепительных работ в настоящее время применяется и целый ряд более современных технологий (устройство объемной георешетки с заполнением щебнем, берегоукрепление на основе шпунтовых стен из ПВХ, применение мини земснарядов и т.д.). Выбор оптимального способа должен определяться специалистом в зависимости от конкретных условий.

Ссылка на основную публикацию
Белая фасоль тушеная в томатном соусе
Фасоль в томатном соусе можно подавать как основное блюдо, если дополнить его мясом или рыбой. Если же вы готовите во...
Баня в лесу фото
Когда мы говорим о бане, то понимаем в первую очередь не то, что это возможность для качественной помывки, но и...
Баня в своем доме
Сауна оказывает общеукрепляющее действие на организм человека, способствует очищению от вредных веществ. Под воздействием повышенной температуры расширяются и открываются поры...
Белки жиры углеводы кокосовая стружка
Кокосовая стружка содержит 23,7 г углеводов в 100 г продукта, это примерно 13% всей энергии из порции или 95 кКал...
Adblock detector